Полет по кругу

В последнее время я заметил, что некоторые члены клуба садятся в самолет с мыслями о том, что всему их научит инструктор. Хочу внести ясность: только ваши знания и работа над собой принесут результат. Я совсем не против того, чтобы кого то просто катать и не тратить свои силы на объяснение элементарных вещей. Если вы хотите просто покататься, так об этом и говорите. Если ваша цель научиться летать, то тут все немного сложнее. Для начала вам необходимо изучить теорию. В первую очередь это касается аэродинамики. Вы должны понимать, почему летает самолет и как он управляется. Во вторую очередь необходимо изучить конструкцию самолета, его основные летно – технические характеристики. И наконец, в третью очередь изучить такое упражнение, как полет по кругу.
Аэродинамику и конструкцию вы вполне можете изучить самостоятельно. Я постараюсь объяснить полет по кругу. Так как у меня нет возможности нарисовать схему полета по кругу, буду все объяснять словами. Если у кого то есть желание нарисовать схему, то буду очень признателен.
Итак начнем!
Первое что мы должны сделать – это расчехлить самолет, провести осмотр, проверить заправку топливом. После этого отрегулировать под себя сидение. Убрать колодки и занять свое место в самолете. Далее:
— пристегнуться;
— проверить управление;
— проверить открытие пожарного крана;
— включить СПУ;
— включить верхние АЗС (автоматы защиты сети);
— запросить разрешение на запуск «463 запуск». Особенностью нашего аэродрома является то, что на нем нет руководителя полетов, но это не избавляет нас от необходимости ведения радиообмена. Мы должны сообщать о своих действиях, чтобы другие экипажи были в курсе наших дальнейших действий.
— РУД в положение малого газа;
— поставить самолет на тормоз;
— правой рукой нажимаем на кнопку стартера и после нескольких оборотов воздушного винта левой рукой включаем оба магнето. Если через несколько секунд мотор не завелся, то левой рукой вытягиваем ручку обогатителя смеси.
— после запуска двигателя контролируем рост давления масла, обороты (около 2000);
— включаем секундомер;
— прогрев продолжаем до момента, пока не начнет расти температура масла;
— запрашиваем: «463 предварительный»;
— отпускаем тормоз, добавляем обороты до момента страгивания самолета с места, после чего обороты немного прибираем. Руление осуществляем с помощью педалей. Особое внимание уделяем осмотрительности!
— выруливаем на предварительный и останавливаемся. (предварительный – это место перед выездом на саму полосу);
— проверяем магнето (в принципе его можно было проверить и перед выруливанием) Как проверять, должны уже знать.
— ставим закрылки во взлетное положение;
— убеждаемся в том, что на посадочной прямой нет самолетов (вертолетов, автожиров, парапланов, ракет, и т д) Запрашиваем: «463 занимаю исполнительный полоса два ноль (курс 200) или ноль два (курс 20)»;
— рулим в торец полосы и разворачиваемся. Так как радиус поворота большой, перед поворотом прижимаемся к краю полосы;
— контроль параметров двигателя, контроль выпуска закрылков, препятствий на полосе нет, включить часы время полета. Доклад «463 к взлету готов»;
— плавно увеличить режим работы двигателя до максимального (в течении 2 – секунд);
— парировать разворачивающий момент правой педалью. Направление выдерживать с помощью педалей. Характерная ошибка у многих на этом этапе: самолет начинает уходить влево, пилот нажимает правую педаль, самолет возвращается на осевую линию и пилот ставит педали обратно в нейтраль. Самолет снова отклоняется влево и цикл повторяется. Чтобы такого небыло, надо педаль держать немного нажатой против направления, куда стремится развернуться самолет.
— на скорости около 40 км/ч поднимаем носовое колесо (не сильно, сантиметров на десять) и в таком положении продолжаем разбег. На скорости около 90 км/ч самолет оторвется от полосы;
— движением штурвала от себя не даем самолету резко идти в набор. Это необходимо для набора скорости 110 км/ч, после чего на этой скорости начинаем набор высоты;
— на высоте не менее 20 – 30 метров убираем закрылки и устанавливаем скорость 120 км/ч;
— на высоте около 100 метров выполняем первый разворот с креном около 10 градусов. Первый разворот выполняется вместе со вторым на курс, обратный посадочному;
— на высоте 200 метров переводим самолет в горизонтальный полет, для
чего ставим рудом режим работы двигателя около 4500 об/мин и опускаем нос самолета в такое положение, при котором будет обеспечиваться горизонтальный полет. Пространственное положение самолета строится относительно линии горизонта. При этом необходимо учитывать то, что прибор, измеряющий вертикальную скорость немного запаздывает. Если в установившемся горизонтальном полете не обеспечивается минимальная скорость 130 км/ч, то необходимо увеличить режим работы двигателя.
— когда угол визирования торца полосы будет около 45 градусов, начинаем выполнять третий разворот. Перед этим докладываем «463 на третьем»;
— после вывода из разворота (можно даже в процессе разворота) начинаем гасить скорость до 130 км/ч (скорость, на которой можно выпускать закрылки). Тут вроде все просто, но многие на этом этапе совершают такую ошибку: прибирают РУД и ждут что скорость упадет. Как же! Самолет не дурак, ему сваливаться не хочется и он тихонько опускает нос и не дает скорости падать. Нужно соразмерным движением штурвала на себя не давать самолету опускать нос!
— выпустить закрылки полностью. В процессе выпуска закрылков уменьшать скорость до 110 км/ч (в спокойной атмосфере можно и 100 держать);
— выполняем четвертый разворот с таким расчетом, чтобы выйти на посадочный курс;
— а дальше начинается самый ответственный этап! Во первых докладываем «463 на прямой конвейер (посадка) грунт»;
— сохраняем скорость 110 км/ч следующим образом: если скорость падает, штурвал от себя, если растет – на себя. В общем тоже что и в горизонтальном полете. Двигателем же мы обеспечиваем необходимую скорость снижения. Если точка выравнивания надвигается на нас, значит мы перелетаем, нужно убрать обороты. Если точка выравнивания уходит от нас, значит мы не долетаем, нужно добавить обороты. При этом мы должны сохранять направление.
— на высоте около 20 метров (одно деление на высотомере, или когда вы начинаете различать отдельные мелкие предметы, травинки и т д) крайний раз контролируем скорость и переносим взгляд вперед метров на тридцать. Взгляд должен как бы скользить по земле. Вы почувствуете как самолет приближается к земле. Необходимо соразмерными движениями штурвала на себя уменьшать вертикальную скорость с таким расчетом, чтобы закончить выравнивание на высоте пол метра. При этом продолжаем сохранять направление (с помощью крена. Педалями мы должны обеспечить такое положение самолета перед касанием, чтобы не было бокового удара)
— сохраняем такое положение самолета и по мере приближения к земле прибираем штурвал на себя.
— после касания не бросаем штурвал, а продолжаем держать стойку поднятой.

Запись опубликована в рубрике Аэроклуб. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.